Mercedes
История немецкой компании «Даймлер Моторен Гезельшафт», выпускавшей автомобили «Мерседес», исчисляется с 1900 года. Помимо машин, она производила судовые и авиационные двигатели, что дало повод в 1909 году принять в качестве логотипа трехлучевую звезду — символ успехов марки на суше, воде и в воздухе. В 1926 году произошло слияние фирм «Daimler» и «Benz», и звезда была вписана в кольцо с лавровым венком (дань прошлым победам машин «Бенц» на гонках). В таком виде эмблема нередко используется и поныне.С 1901 года имя «Мерседес» стало торговой маркой автомобилей, выпускавшихся немецкой компанией «Даймлер-Моторен-Гезелльшафт» (Daimler — Motoren — Gesellschaft). Ее основал Готлиб Даймлер (Gottlieb Daimler) в 1890 году в Бад Каннштате, близ Штутгарта, на базе своей мастерской, где в 1885-1886 годах он построил, считающимся первым в мире, 4-колесный автомобиль с бензиновым мотором. В 1899 году Вильгельм Майбах (Wilhelm Maybach), принимавший активное участие в создании первых машин Даймлера, построил автомобиль «Феникс-Даймлер» (Рhоеnix-Daimler) с 4-цилиндровым двигателем мощностью 24 л.с., обладавшим рядом серьезных технических недостатков. В тот момент заметное влияние оказал Эмиль Еллинек (Emile Jellinek), глава представительства «Даймлер» во Франции и консул Австро-Венгерской империи в Ницце. Ему удалось убедить Майбаха создать новую машину, которая была готова в 1901 году. По предложению Еллинека автомобиль назвали именем его дочери Мерседес.
Первый «Мерседес-35Р5» с 4-цилиндровым мотором рабочим объемом 5913 куб.см имел классическое расположение агрегатов (спереди двигатель, задние ведущие колеса) и обладал внешностью, которую также стали называть классической. Он стал основой для разработки всех последующих моделей, выпускавшихся с 1902 года под маркой «Мерседес-Симплекс» (Simplex). К наиболее известным представителям этой серии относятся модели «40/45PS» и «60PS» с двигателями в 6785 и 9235 куб.см, причем последняя из них развивала скорость до 90 км/ч. В последующие годы «Даймлер» выпускала целую гамму легковых «мерседесов» с моторами рабочим объемом от 1568 до 9575 куб.см, включая роскошные модели с полностью закрытыми кузовами. Некоторые из них оснащались бесклапанными двигателями «Найт» (Knight) с золотниковым распределением, «Мерседес-Найт» с двигателем в 4055 куб.см оставался в производстве до 1924 года. Гоночные «мерседесы» побеждали на многих международных соревнованиях, проводившихся до первой мировой войны.
Среди первых послевоенных автомобилей была модель «2B/95PS» с 6-цилиндровым мотором в 7250 см3, на которой Пауль Даймлер в 1921-1922 годах экспериментировал с объемным нагнетателем (компрессором), приводимым от коленчатого вала и повышавшим мощность двигателя примерно в 1,5 раза. Эти работы в 1923 году продолжил новый главный инженер Фердинанд Порше (Ferdinand Porsche). В том же году началось производство первых машин с 4-цилиндровыми двигателями рабочим объемом 1568 и 2614 куб.см, оснащенных нагнетателями, а с 1924 года стала выпускаться более известная серия «24/100/140 PS» с 6-цилиндровым мотором в 6240 см3 мощностью 100-140 л.с.
После слияния в 1926 году фирм «Даймлер» (Daimler) и «Бенц» (Benz) новый концерн «Даймлер-Бенц,» смог эффективно использовать опыт и знания конструкторов обеих компаний, во главе которых встал Фердинанд Порше (Ferdinand Porsche). Он полностью обновил производственную программу, взяв за основу последние модели «Даймлер», выпускавшиеся теперь под маркой «Мерседес-Бенц’. Первой новой разработкой Порте в 1926 году стала «компрессорная» серия «К», включавшая модель «24/110/160 PS» с 6-цилиндровым мотором в 6240 куб.см. За большую мощность и скорость (до 145 км/ч) ее прозвали «смертельной ловушкой». Она стала базовой для более известной серии «S». В 1928 году Порше покинул «Даймлер-Бенц» и его место занял Ганс Нибель (Hans Nibel). Под его руководством выпустили легковые «Маннхайм-370» (Mannheim) с 6-цилиндровым мотором рабочим объемом 3,7 л и «Нюрбург-500» (Nurburg) с 8-цилиндровым 4,9-литровым агрегатом, базировавшиеся на последних моделях Порше. В 1930 году появился «Большой Мерседес» (Grosser Merceries), или «Мерседес-Бенц-770» с 8-цилиндровым 200-сильным мотором в 7655 см3 с нагнетателем. В 1931 году фирма дебютировала в секторе малолитражных автомобилей, где ее представлял весьма удачный «Мерседес-170» с 6-цилиндровым мотороме 1692 куб.см, с независимой подвеской передних колес. В 1933 году появились легковой «Мерседес-200» и спортивный «Мерседес-380» с 2.0- и 3,8-литровыми моторами, последний из них развивал 140 л.с. с нагнетателем. На базе спортивной модели в 1934 году создали «Мерседес- 500К» с 5-литровым двигателем, ставший через 2 года основой для более известного большого «компрессорного» автомобиля «Мерседес-Бенц-540К». В 1934-1936 годах фирма выпустила легкий «Мерседес-130» с 4-цилиндровым 26-сильным двигателем заднего расположения рабочим объемом всего 1308 куб.см, за которым последовали родстер «150» и седан «170Н».
Под техническим руководством главного конструктора Макса Заллера (Max Sailer), сменившего Нибеля в 1935 году, были созданы популярная недорогая модель «170V» с 4-цилиндровым мотором в 1697 см3, первый в мире серийный легковой автомобиль с дизельным двигателем «260D» (1936 год), а также новый «Большой Мерседес-770» (1938 год) с рамой из балок овального сечения и задней пружинной подвеской, служивший нацистским лидерам. Во время войны «Даймлер-Бенц» выпускала как грузовики, так и легковые автомобили разных классов. На послевоенное восстановление разрушенных заводов потребовалось время, поэтому автомобильное производство было начато только в 1946 году. Первым стал довоенный «Мерседес-170У» с 38-сильным мотором. Через три года в продажу поступил его дизельный вариант. Среди первых новых разработок стал популярный «Мерседес-180» (1953 год) с несущим кузовом понтонного типа, а также более солидные серии «220» и «300». Класс спортивных моделей в 1951 году возглавил
Mercedes
«300S» с 6-цилиндровым мотором в 2996 куб.см и верхним распределительным валом. В 1954 году появилось знаменитое спортивное купе «300SL» с дверями типа «крыло чайки», не имевшее аналогов во всем мире. На следующий год был выпущен недорогой компактный кабриолет «190SL.» с 4-цилиндровым двигателем в 1897 куб.см.
В 1958-м произошла техническая революция — в серийное производство пошли двигатели с высокоточной механической системой впрыска топлива фирмы «Роберт Бош» (Robert Bosch). Это позволило на модели «220SE» повысить мощность 2,2-литрового 6-цилиндрового мотора со 106 до 115 л.с. (затем до 120 л.с.). С этого времени и до 1994 года в обозначении многих моделей «Мерседес-Бенц» стояла буква «Е», т.е. впрыск топлива. В 1959 году появилось новое семейство автомобилей среднего класса (заводской индекс «W-111»), получивших элегантные несущие кузова с вертикальными блоками фар, огромный багажный отсек и независимую подвеску всех колес (модели «220», «220S» и «220SE»). Они продемонстрировали высочайший технический уровень автомобилей этой марки. В конце 1963 года была показана модель «600» представительского класса. Она оснащалась 6,3-литровым двигателем V8 мощностью 250 л.с., автоматической 4-ступенчатой коробкой передач, комфортабельной подвеской колес на пневмоэлементах. Этот автомобиль развивал максимальную скорость до 204 км/ч.
«Мерcедес-Бенц-600», претендовавший на звание лучшего автомобиля мира, выпускался и в варианте «Пульман» (Pullman) длиной 6240 мм. Спортивные модели в 1963 году заменил более скромный «Мерседес-230SL» (заводской индекс «W-113«) с оригинальной крышей (ее среднюю часть сделали чуть ниже боковин). Преемники «230SL» — автомобили «290SL/350SL» с заводским индексом «W-107» появились в конце 1971 года и оставались в программе до 1989 года, тогда им на смену пришла современная серия «SL»(«W-129»). На Франкфуртском автосалоне 1965 года была впервые показана гамма моделей так называемого S-класса («W-108») — самых престижных (после флагманской модели «600») автомобилей фирмы тех лет. В него вошли модели «250S» и «250SE» с 6-цилиндровыми моторами в 150 и 170 л.с., по своим техническим параметрам превосходящие конкурентов. Со временем они получили моторы в 2,8 л, а с 1968 года — 3,5- и 4,5-литровые двигатели VB. Самой мощной и комфортабельной моделью этой серии стала удлиненная «300SEL 6,3» с 6,3-литровым двигателем V8 мощностью 250 л.с., развивавшая максимальную скорость 220 км/ч, С этого момента серия «S» стала символом технических достижений компании «Мерседес-Бенц». В 1972-м появилось новое поколение S-класса («W-116»), замененное в 1979-м машинами «W-126» с аэродинамически совершенными кузовами (модели от
Mercedes
«280S» до
Mercedes
«560SEL»).
Наиболее массовую продукцию компании — автомобили среднего класса («W-110/111») — в 1967 году сменила большая серия моделей (от «200» до «280Е», «W- 114/115»). Это семейство выпускалось не только с кузовами 4-дверный седан, но и 5-дверный универсал и 2-дверные купе и хардтоп (с оконными проемами без промежуточных стоек). Широкую популярность получили дизельные комплектации этих моделей. Дальнейшим развитием стали серии «W-123» (1976 год) и «W-124» (1984-1995 гг.). Последняя за 11 пет своего выпуска оказалась весьма популярной. Было выпущено свыше 2,7 млн. автомобилей (модели от «200» до «500Е»). Автомобили компактного размера, от которых фирма отказалась в 50-е годы, вновь появились только в 1982-м («W-201»). В серию входили модели «190&raqu в несколько комплектациях с двигателями рабочим объемом 1,8-2,6 с мощностью 75-185 л.с. Совместно со швейцарской часовой фирмой «Свотч» (Swatch) разработан городской микроавтомобиль «Смарт» (Smart) длиной 2,5 м с 3-цилиндровым мотором в 599 куб.см мощностью 55 л.с., который должен поступить в продажу до 1999 года. Однако эта машина не будет носить марку «Мерседес-Бенц». Компактный С-класс («W-202») появился в 1993-м и существенно модернизирован в 1997-м. Кузова — 4-дверный седан и 5-дверный универсал. Рабочий объем двигателей от 1799 до 4266 куб.см модели от «С 180» до «C43AMG»), мощность — от 95 до 306 л.с.
Промежуточный Е-класс («W-210») выпускается с 1995 года. Широкая гамма двигателей различного типа и рабочего объема — от 1998 до 5439 куб.см мощностью от 95 до 354 л.с. — привлекает немало покупателей (предлагаются модели от «Е200» до «E55AMG»). Представительский S-класс («W-140») производится с 1991 года (модели от «S290» до «560»). Автомобили оснащены 6-, 8- и 12-цилиндровыми моторами рабочим объемом от 2799 до 5987 куб.см мощностью от 177 до 394 л.с. В конце 1998 года ожидается появление автомобилей нового поколения S-класса чуть меньших габаритных размеров и массой серии «W-220». Они будут оснащены новыми двигателями типа V6,V8 и V12 рабочим объемом 2,8-5,8 л. Группу спортивных моделей с 2-дверными кузовами купе и родстер открывают автомобили «SLK» («спортивный, легкий, короткий»), впервые показанные весной 1996 года. Их характерная особенность — наличие цельнометаллического верха, за 25 секунд автоматически убираемого в багажник. Двигатели — только 4-цилиндровые рабочим объемом 1998 и 2295 куб.см мощностью 136-193 л.с. С начала 1997 года на шасси моделей С-класса выпускаются купе типа «CLK» с 4-, 6- и 8-цилиндровыми мото- рами рабочим объемом от 1998 до 4266 куб.см мощностью от 136 до 279 л.с. Автомобили типа «SL» (двухместные родстер и купе), а также «CL» (4-, 5-местное купе класса «люкс») производятся с 1989 и 1992 года соответственно. Они унифицированы по шасси и силовым агрегатам с семейством S-класса и оснащены моторами мощностью 193-394 л.с.
Многоцелевые полноприводные автомобили включают семейство G-класса, которое известно еще с 1979 года. Модели 1998 года оснащены бензиновыми и дизельными моторами рабочим объемом 2874-3199 куб.см мощностью 122-215 л.с. Новые комфортабельные полноприводные модели ML-класса производятся в США с 1997 года и оснащаются бензиновыми двигателями мощностью до 270 л.с. В семейство универсалов повышенной вместимости с 1996 года входят автомобили V-класса с бензиновым и турбонаддувным дизельным моторами в 2,3 л мощностью 143 и 98 л.с. В 2000 году были обновлены модели семейства C, S и CL класса.
|