При блокировке рулевого управления, при разрушении или ослаблении какой-либо из его деталей автомобиль становится неуправляемым, а авария почти неизбежной. Вот почему надежность всех деталей рулевого управления играет исключительную роль и является причиной того, что тип и качество исполнения рулевого управления должны быть точно определны в акте "Разрешение на эесплуатацию". Конструкторы, а также работники ремонтных предприятий должны учитывать следующее:
- надежность всех резьбовых соединений должна быть обеспечена контргайками, шплинтами, стопорными шайбами или (для ускорения сборки) самостопорящимися гайками (рисунок 1). В особых случаях допустима чеканка. С этой же целью необходимо выдкрживание требуемого момента затяжки;
При затягивании самостопорящейся гайки шаровой палец, уходящий в конусное отверстие, может прокручиваться. Для предотвращения этого на шаровых пальцах в автомобилях "Даймлер-Бенц" предусмотрено углубление под шестигранный ключ .
- посадка шарового пальца в отверстие с конусностью 1:10 или в отверстие, выполненное с определенным допуском, должна фиксироваться винтом, расположенным перепендикулярно к пальцу и входящим в канавку в нем ;
- материалы всех передающих усилия деталей, таких, как рычаги рулевой трапеции, поворотные рычаги, поперечная тяга, шаровые шарниры и т.д., должны обладать достаточно большим относительным удлинением (А = 12%). При перегрузке эти детали должны пластически деформироваться, но не разрушаться. Детали из материалов с малым относительным удлинением, например из чугуна или алюминия, должны быть соответственно толще.
Шаровый палец, способный воспринимать силы, действующие в боковых и продольных направлениях: - канавка для фиксирующего элемента.
Для обеспечения безопасности должно быть предусмотрено следующее: - вал рулевого колеса должен изгибаться или расцепляться при аварии, труба рулевой колонки и ее крепление не должны препятствовать этому процессу. Эти требования реализуются в автомобилестроении в виде травмобезопасных рулевых колонок;
При деформации передней части автомобиля, или при ударе водителя о рулевое колесо штифт выскакивает из втулки , расцепляя звенья вала рулевого колеса и позволяя им смещаться относительно друг друга. Энергия, вопринимаемая трубой рулевой колонки, поглощается консолью , связывающей эту трубу с приборной панелью.
Передняя подвеска автомобиля "Гольф II" (модель 1984 года) фирмы "Фольсваген". В середине рулевой колонки предусмотрена расцепляющая муфта, настолько жесткая на изгиб, что, как и прежде, два подшипника обеспечивают крепление вала рулевого колеса. Труба рулевой колонки имеет прорези, причем оставшиеся перемычки изогнуты, обеспечивая податливость колонки при ударе о рулевое колесо
Травмобезопасное рулевое колесо автомобиля "VW Golf II" (модель 1984 года) с двумя спицами обеспечивает хороший обзор приборной панели. Клавиша звукового сигнала расположена в центре рулевого колеса.
- ограничители поворота передних колес на поворотных рычагах или на корпусе рулевого механизма должны сохранять жесткость даже при больших нагрузках. Это предотвращает перекручивание тормозных шлангов, трение шин о брызговики крыла и повреждения деталей передней подвески и рулевого управления. Особенно опасны эти явления при наличии цепей противоскольжения;
- люфты в рулевом механизме должны компенсироваться автоматически или должна быть предусмотрена возможность их легкого устранения. Наличие "мертвого хода" в нейтральном положении ведет к снижению безопасности езды и уменьшает точность выдерживания направления движения. Однако выбирание люфтов требует определенной профессиональной подготовки;
Переделки рулевого управления не должны угрожать безопасности не только пассажиров, но и других участников движения. Поэтому такие переделки, а также замена деталей, которая может повлечь за собой уменьшение безопасности, запрещены. Если же в рулевое управление вносятся какие-либо изменения без согласия завода-изготовителя, то "Разрешение на эксплуатацию" автомобиля теряет силу, т.е. такой автомобиль запрещено эксплуатировать на дорогах общего пользования. В этом случае также аннулируется страховой договор, вследствие чего при аварии автомобиля, имеющего недопустимые переделки, его водитель несет ответственность за весь нанесенный при аварии ущерб