Шумоизоляция. Снижение шумов в автомобиле достигается в основном двумя способами:
Шумoизoляция aвтoмoбиля – oдин из oснoвных фaктopoв, нaпpямую влияющих нa кoмфopт. Ведь всегдa пpиятнее нaхoдиться в уютнoм и тихoм, чем скpипящем и дpебезжaщем сaлoне, в кoтopый пpopывaются звуки двигaтеля, пoдвески и шин. Пoездкa в aвтoмoбиле с высoким уpoвнем шумa пpивoдит к быстpoй утoмляемoсти вoдителя и снижaет безoпaснoсть вoждения. В любoм aвтoмoбиле имеется мнoжествo истoчникoв шумa и вибpaций. Чем выше клaсс aвтoмoбиля, тем знaчительнее степень егo зaвoдскoй шумoвибpoзaщиты и сooтветственнo aкустическoгo кoмфopтa в сaлoне.
Если уpoвень шумa oстaвляет желaть лучшегo, тo, имеет смысл дopaбoтaть aвтoмoбиль. Есть пapa пpичин, пo кoтopым aвтoвлaдельцы делaют шумoизoляцию сaлoнa aвтoмoбиля: нaдoедaющие пoстopoнние звуки, шумы и скpипы, вызвaнные вибpaцией элементoв сaлoнa, и устaнoвкa aудиoсистем высoкoгo клaссa, дoстoинствa кoтopых не будут oчевидны без пoлнoй шумoвибpoизoляции сaлoнa.
Увы, мнoгие детaли aвтoмoбиля испытывaют вибpaцию и являются дoпoлнительными истoчникaми шумa. Шумы пpисутствуют в aвтoмoбиле пpи paзличных pежимaх и услoвиях движения. Услoвнo их мoжнo paзделить нa двa типa.
Шумы, излучaемые пеpвичными истoчникaми, – двигaтелем, тpaнсмиссией, шинaми, ветpoм и дpугими aвтoмoбилями – пopoждaют кoлебaния стенoк кузoвa, кoтopые, в свoю oчеpедь, пеpедaют звук в сaлoн. Пaнели кузoвa и интеpьеpa – истoчники втopичнoгo излучения, пoявляющегoся пpи удapaх и вибpaциях oт дopoжных неpoвнoстей, двигaтеля, зaкpывaния двеpей, кaпель дoждя и т.д. Мнoгoкpaтнo oтpaжaясь oт стенoк кузoвa, звукoвые вoлны нaклaдывaются дpуг нa дpугa и сoздaют в aвтoмoбиле мoщный aкустический фoн.
Шумoизoляция кaк paз и нужнa для уменьшения или устpaнения этoгo дискoмфopтнoгo фoнa.
Кaк?
Снижение шумов в автомобиле достигается в основном двумя способами: 1. Усилением преграды на пути шума от первичных источников – путем поглощения звука и изолирования салона от моторного отсека, багажного отделения и внешней среды. 2. Воспрепятствованием образованию звука вторичными источниками – путем подавления колебаний (демпфирования) панелей кузова и элементов интерьера.
Эти два способа реализуются путем нанесения (наклеивания) на элементы кузова и панелей салона специальных материалов. Различные по своим характеристикам материалы наносят на наиболее подверженные вибрации панели кузова: крышу, пол, двери, брызговики, арки колес, крышки капота и багажника, щит передка (моторный щит). Жесткие элементы кузова такие, как лонжероны, стойки, ребра жесткости, как правило, не являются сильными источниками звука и в меньшей степени нуждаются в демпфировании. При обработке элементов интерьера и багажника материал должен наноситься как на сами звукоизлучающие поверхности, так и на трущиеся кромки (например, деталей приборной панели), издающие скрипы и стуки при тряске.
Шумоизоляция автомобиля – это комплекс мероприятий, снижающих уровень нежелательных шумов в салоне автомобиля.
Виброизоляция позволяет уменьшить шумы, вызванные вибрацией различных узлов и механизмов автомобиля. Еще виброизоляция необходима и при инсталляции качественной акустической системы, для того чтобы убрать неприятные "призвуки" и резонансы элементов конструкции автомобиля, портящие впечатление от прослушивания музыки.
Антискрип – это удаление звуков, связанных с трением пластиковых деталей салона автомобиля – торпедо, обшивки дверей, задней полки и багажника.
Эффект от применения шумоизоляционных материалов: - снижение шума двигателя, трансмиссии, подвески; - устранение скрипов пластиковых деталей салона; - улучшение акустики салона – звучание музыки становится басовитым; - теплоизоляция салона.
Технология шумоизоляции или акустической обработки различных автомобилей может отличаться в зависимости от их модели и особенностей применяемых материалов, но имеет общие процессы: - полная разборка салона автомобиля (включая ковры из искусственного войлока), отсоединение жгутов электропроводки, закрепленных на кузове (в местах предполагаемого нанесения материалов), сушка внутренних поверхностей кузова; - удаление (частичное или полное) штатных (заводских) материалов в случае их некачественного нанесения (вздутие, отслаивание) или образования под ними коррозии; - удаление очагов коррозии, грунтование и покраска незащищенного металла; - очистка и обезжиривание обрабатываемых поверхностей (например, уайт-спиритом), необходимые для качественного приклеивания материала и особенно важные, если автомобиль уже подвергался антикоррозионной обработке; - вырезание материала по требуемым размерам и формам (это лучше делать по заготовленным бумажным шаблонам), удаление с материала защитной пленки, наклеивание. В случае применения несамоклеящегося материала наносить клей следует равномерно по всей поверхности; - прогрев наклеенного материала промышленным феном (термопистолетом) – для улучшения адгезии и пластичности, окончательная его формовка (разглаживание), удаление воздушных пузырей. Последнее особенно важно, так как при наличии воздушной прослойки материал не будет работать, а попадающая под него влага вызовет коррозию металла; - освобождение сливных (дренажных) отверстий в полу кузова (в случае их заклейки); - сборка салона автомобиля.
Материалы Для шумоизоляции применяют специальные шумопоглощающие материалы. Отличие этих материалов в том, что они не поглощают влагу и имеют замкнутые поры, чем и обеспечивается звукоизоляция. Такими материалами обрабатываются обычно колесные арки, пол салона, его перегородка с моторным отсеком. Под капотом, где температура может быть довольно высокой, применяются негорючие материалы со специальным теплоотражающим слоем.
Таким образом, полная обработка "шумного" изначально автомобиля включает все три составляющие – вибро -, скрипо - и шумоизоляцию, но в то же время местная виброизоляция может понадобиться при установке музыки даже в очень "тихий" автомобиль бизнес класса.
Вибропласт – гибкий и эластичный вибропоглощающий материал, представляющий собой полимерную самоклеящуюся композицию с алюминиевой фольгой. Материал не поглощает влагу и не разлагается под воздействием окружающей среды, обладает свойством герметика. Легко монтируется на поверхности со сложным рельефом и не требует нагрева при установке.
Зоны обработки: пол салона, двери, крыша, боковины кузова, крышки капота и багажника, щиток передка со стороны салона.
Визомат ПБ-2 – вибропоглощающий битумный материал. Представляет собой полимерно-битумную композицию (толщина 2 мм) с липким слоем, защищенным антиадгезионной пленкой. Материал не поглощает влагу и не разлагается под воздействием окружающей среды.
Зоны обработки: пол салона и пол багажника. Изотон ЛМ 15 – шумопоглощающий материал. Состоит из лицевой звукопрозрачной лавсановой металлизированной пленки, пенополиуретана толщиной 15 мм и липкого слоя, защищенного антиадгезионной прокладкой. Лицевое покрытие маслобензостойкое. Материал обладает также теплозащитными свойствами.
Зоны обработки: крышки капота и багажника. Изолон ППЭ 3008 (пенополиэтилен) – звукоизолирующий материал, обладает высокими теплоизолирующими свойствами. Составляющая материала – пенополиэтилен – имеет ячеистую структуру. Материал не поглощает влагу и не разлагается под воздействием окружающей среды. Толщина 8 мм.
Зоны обработки: пол салона и багажника. Сплэн 3008 – звукоизолирующий материал (пенополиэтилен) с клеевым слоем. Обладает высокими теплоизолирующими свойствами. Материал легко монтируется на вертикальные и криволинейные поверхности, не поглощает влагу и не разлагается под воздействием окружающей среды. Толщина 8 мм.
Зоны обработки: щит передка со стороны салона, арки колес, тоннель. Битопласт – уплотнительный материал на основе пенополиуретана толщиной 5 мм с липким слоем, защищенным антиадгезионной прокладкой, со специальной пропиткой, которая придает материалу водостойкость, долговечность, улучшает его звукопоглощающие свойства и значительно улучшает стойкость к ультрафиолетовому излучению.
Зоны обработки: пластмассовые детали салона – для устранения скрипов.
Материалы могут эксплуатироваться при температурах от -40°С до +100°С.
Основные требования к шумовибропоглощающим материалам: - достаточная адгезия (способность к приклеиванию) – для самоклеящихся материалов; - стойкость к воздействию агрессивных сред – особенно важна для материалов, применяемых в подкапотном пространстве, на которые может попадать масло, пары топлива, противогололедные препараты и т.п.; - низкая гигроскопичность – обязательна для материалов, наносимых на пол кузова, двери и элементы, расположенные в подкапотном пространстве; - оптимальный удельный вес. С одной стороны, большая масса материала способствует лучшему гашению колебаний. С другой – при обработке потолка и дверей тяжелыми материалами последние могут отрываться под действием собственного веса, а чрезмерное утяжеление приборной панели и обшивок дверей вызовет ослабление их крепления; - экологичность. Свойства материала должны исключать вредные для здоровья испарения; - низкая воспламеняемость. Особенно важна для материалов, применяемых в моторном отсеке и рядом со жгутами электропроводки.
Цена Шумоизоляция автомобиля производится исходя из конкретных желаний и возможностей владельца. Стоимость такой услуги зависит от применяемого материала и площади обработки. Например, полная шумоизоляция ВАЗ-2109, включающая в себя обработку дверей, пола, потолка, передней панели, багажника и капота, обойдется примерно в 450-500 долларов.
Частичная акустическая обработка BMW в кузове Е34, состоящая из изоляции дверей, багажника и задней полки, будет стоить от 200 до 400 долларов в зависимости от материалов.
Итог
Максимального эффекта от шумо-, виброизоляции можно достичь, установив на автомобиль полный комплект материалов, т.е. обработав не только моторный отсек, но и салон автомобиля.
Автомобиль невозможно сделать абсолютно бесшумным. Как правило, после акустической обработки его владелец начинает обращать внимание на более слабые, незаметные ранее звуки.
|