Современный рынок запчастей на сегодня представлен фактически двумя рынками: оригинальными и неоригинальными автозапчастями. Рынок оригинальных автозапчастей представляет собой запчасти, комплектующие и прочие детали, имеющие торговую марку компаний, которые продают исключительно через дилерскую сеть. Оригинальные запчасти изготовляются в жестком соответствии с предусмотренными характеристиками материалов под строгим контролем качества. Кроме это все оригинальные автозапчасти испытываются на соответствие качественным показателям для обеспечения долговечности. Все оригинальные запчасти изготовляются самыми производителями техники, их дочерними фирмами.
В целях обеспечения полных гарантийных покрытий и поддержки высокого качества машин, дилеры автокомпаний приобретают у компаний только оригинальные запчасти тем самым стимулируя потребителей использовать их при сервисе машин компании. Рынок неоригинальных запчастей представлен в основному фирмами-имитаторами, которые выпускают запчасти не имеющие гарантии и соответствия всем техническим требованиям автокомпаний. Неоригинальные автозапчасти, как правило, изготовляются с нарушением стандартов надежности, долговечности и безопасности. В результате чего, такой подход наносит вредят репутации и бизнесу самим автокомпаниям и дилерам. Цены на неоригинальные запчасти есть ниже, но и качество самих деталей намного ниже стандартов заводов-изготовителей.
Торговля неоригинальными запчастями, как правило, припадает на торговцев, которые не имеют никаких обязательств перед клиентами-потребителями. Ассортимент таких автозапчастей составляет обычно узкую номенклатуру, наиболее часто спрашиваемых. Хотя следует отметить, что неоригинальные запчасти могут быть и хорошего качества, если изготовлением их занимаются солидные компании. Так, к примеру, компания «Motorcraft» (США), что есть одной из дочерних предприятий известной компании Ford, является изготовителем и поставщиком многих комплектующих и автозапчастей для фордовской линейки. Она выпускает большое количество запчастей-заменителей деталей машин других марок. Высокая прибыльность торговли запасными частями способствует острой конкуренции, особенно это касается торговле автозапчастями к легковым автомобилям. На сегодняшний день данный показатель имеет приличные значение. Особо конкурирующими считают запасные запчасти стандартизированного ассортимента, аналоги которых поставляются на рынок многочисленными заводами-изготовителями. В эту категорию следует отнести: фильтрирующие элементы, стандартные подшипники, свечи зажигания и т. д. Необходимо отметить, что у западных (развитых) странах дилерская сеть не использует при сервисе техники неоригинальные комплектующие и детали. Это объясняется тем, что они стремятся к высокой репутации и сохранению постоянной клиентуры создали табу на продаж и использование неоригинальных запчастей.
Торговцы неоригинальными запчастями за рубежом охватывают до половины всего объема рынка автозапчастей по стоимости сделок и до четверти по номенклатуре. Исходя из всего это, становится ясно, что конечными потребителями неоригинальных запчастей к импортным автомобилям как в Украине, непосредственно или через сервисные центры являются владельцы автомобилей, имеющие невысокие доходы. Следует также заметить, что часть рынка запчастей занимают автозапчасти, бывшие в употреблении. Основными клиентами такого ассортимента являются владельцы автомобилей, уровень доходов (покупательская способность) которых характеризуется наименьшей покупательской способностью. Именно они ищут подержанные запчасти, а лишь после этого, если ничего не находят, обращаются к неоригинальным запчастям, в крайнем случае покупаю оригинальные.